Охота за заказами

 Время от времени каждому копирайтеру приходится выходить на охоту. На охоту за заказами. Новичкам приходится охотиться регулярно. Фрилансеры, работающие давно и нашедшие постоянных заказчиков, охотятся реже, но все равно время от времени выходят на промысел – найти добычу поинтереснее, покрупнее, подороже.

 На самом деле, процесс поиска заказов достаточно увлекателен. Нужно только научиться получать от него удовольствие, разбудить в себе азарт. Не стоит воспринимать участие в тендерах как «смотрины» или, еще хуже, продажу себя. Это именно охота. А чтобы она увенчалась успехом, нужно к ней подготовиться.


Выбор оружия

 Наше с вами главное оружие – это хорошее портфолио. В прошлом посте мы с вами уже говорили на эту тему, но на всякий случай повторю, что портфолио как минимум должно быть. И чем оно разнообразнее, тем лучше. Аккаунт, в котором вы работаете, тоже должен быть заполнен по максимуму – от аватара до резюме (конечно, если биржей такие разделы предусмотрены). Ваш рабочий аккаунт – это ваш кабинет, в котором вы принимаете клиентов. Как вы думаете, какой кабинет произведет большее впечатление: тот, в котором голые стены и ничего нет, кроме таблички с вашим именем, или уютно обставленный, солидный, где по стеночкам развешены ваши дипломы и грамоты, а секретарша приносит кофе? Ну ладно, обойдемся без кофе. Но аккаунт должен быть заполнен.

· На бирже Etxt.ru можно взять так называемые квалификационные задания. Задания предоставляет вам администрация биржи. Если вы успешно с ними справитесь, рядом с вашим именем появятся одна, две или даже три звездочки. За квалификационную работу денег не заплатят, но ее можно поставить в портфолио.

· На бирже Free-lance.ru предоставлены богатые возможности для оформления аккаунта. Не пожалейте несколько часов своего времени, чтобы аккуратно разместить свои работы в портфолио по разделам и темам, написать несколько слов о себе (если сможете написать текст, продающий ваши услуги, просто отлично!), опубликовать свой прайс и контакты.


Выслеживаем добычу

Теперь, когда мы готовы к охоте, пора идти по следу. Выходим на форум заказов и начинаем искать. По каким критериям ищем?

1. Подходящая тема. То есть тема, в которой мы разбираемся и по которой можем написать что-то стоящее.

2. Подходящее задание. Внимательно читаем условия заказчика и анализируем, все ли слова мы понимаем:) Шутка, конечно, но с долей правды. Если от нас требуют написать статью «с ключевым вхождением «пластиковые окна Москва дешево», плотностью 3%, уникальностью 99% при размере шингла 3», стоит задуматься. Во-первых, сможем ли мы вообще написать текст с таким ключевым словосочетанием и не подавиться. Во-вторых, если вас смутили слова «плотность», «вхождение» и «шингл», значит, за сео-тексты браться пока не стоит.

3. Подходящая цена. Вот это настоящий камень преткновения. Какую цену считать подходящей? Смотря с какой целью мы идем на охоту. Если это наша первая охота, и главная цель – получить опыт, цена принципиального значения может и не иметь. Только смотрите, чтобы размер заказа был адекватным вашим возможностям. Заказы с маленькой оплатой за 1000 знаков часто бывают оптовыми, от автора требуется 10.000 знаков в день и более. Согласившись на такой заказ, вы получите не опыт, а капкан для своих творческих и физических способностей. Подвести заказчика будет нельзя (репутация, рейтинг и т.п.), оплата даже при оптовых объемах не порадует, а самое главное, вы потеряете возможность расти (какие уж тут рост и обучение, успеть бы выдать «норму», пока не уснул на клавиатуре).

 Если же мы уже набрались опыта, и наша цель – заработок, тщательно отбираем заказы и откликаемся только на те, что соответствуют нашим материальным притязаниям. Но на такие заказы сразу претендует множество коллег! Что же делать? Без паники! Нам нужен…


Точный выстрел!


В качестве точного выстрела у нас выступает грамотно составленный ответ на заказ. Что значит «грамотный»?

Давайте посмотрим, как отвечают наши коллеги на биржах.


Вариант №1. Самый скверный

«Готов работать с вами, стучите в Асю».

 Всегда готовы только пионеры. А мы с вами вроде как серьезные люди, профессионалы в своей области. И никуда ваш заказчик стучать не будет. Зачем? Из заявки и так видно, что по ту сторону монитора школьник зарабатывает на пиво. Особенно печально, если такой ответ оставлен от безликого аккаунта, без аватара, портфолио и т.д. Единственная ситуация, в которой оправданы подобные заявки, если вы – признанный автор, чье имя у всех на слуху, и одной вашей подписи достаточно, чтобы заказчики встали в очередь.

Вариант №2. Копипаст

Это уже не худший вариант, но все равно ничего хорошего. Выглядит примерно так:

«Заинтересован вашим преложением. Готов обсудить условия.

Александр Иванов.

Контент для вашего сайта, сео-тексты, 10$ за 1000 знаков.

Сайт ……

ICQ……

Skype….»

 Очевидно, что это заготовка, которая копируется и вставляется в каждый более-менее подходящий заказ. И с первого взгляда понятно, что никакого личного участия от этого автора ждать не придется. Возьмет заказ, отпишется «для галочки», попросит оплаты. Ни о каком совместном творчестве, сотрудничестве речи и быть не может. Для среднестатистического «сеошника», заказчика, который сам зарабатывает продвижением сайтов, и которому нужен исключительно «контент», для машин, а не для людей, может быть и подойдет. Но хорошие, интересные и дорогие заказы при таком подходе вам не достанутся.

Вариант №3. Индивидуальный подход

Именно этот вариант я вам настоятельно рекомендую. На каждый заинтересовавший вас заказ нужно отвечать «ручками», то есть писать ответ. И не просто ответ, а предложение.

Например, заказ звучит так:

« Требуется написать два текста по 3,5 – 4 тысячи знаков. 1. Какие изменения ждут тендерный рынок с приходом к власти нового президента? 2. Государственные закупки и грядущие выборы»
 Не спешите отвечать «Готов, сделаю, знаю тендерный рынок как свои пять пальцев». Это голословное заявление, ничем не подтвержденное. А если вы напишете примерно следующее: «Добрый день. По моим наблюдениям, в 2012 году тенденции тендерного рынка следующие…. После выборов президента эта ситуация измениться так-то. Вы можете посмотреть мои публикации на тему государственной экономики по ссылке такой-то», ваши шансы на получение этого заказа возрастут многократно. Конечно, не нужно писать целую статью, достаточно нескольких предложений, чтобы показать, что вы разбираетесь в теме, можете предложить заказчику что-то конкретное, а не три тысячи знаков «воды». В конце вашей заявки уместны будут ссылка на портфолио и перечисление контактов (если передача контактов на бирже не запрещена).

 Вы скажете: «Но это же так хлопотно! Нужно думать и искать материал по каждому заказу, который еще неизвестно, достанется ли мне!». Да, хлопотно. Но профессионально. Вы сразу показываете свой уровень, свою осведомленность. Показываете, что вам не все равно, что писать! Да, при оплате 30 рублей за 1000 знаков не хочется лишний раз себя утруждать. Но дорогие заказы другим способом, кроме как расти профессионально, и не получишь!


· Ваши шансы получить заказ возрастут, если заказчик сможет легко с вами связаться. Старайтесь оставлять те контактные данные, по которым вас можно легко найти.

Трофей

 Заказ получен, сделан и оплачен. Мы можем гордиться собой и вновь отправляться на охоту. Но главный трофей – это не заказ. Главный трофей – постоянный заказчик. Чтобы сделать случайного заказчика постоянным, иногда достаточно просто хорошо выполнить заказ. Но иногда не лишним будет сделать самим шаг навстречу сотрудничеству.

 Сдавая работу, намекните заказчику, что если ему все понравилось, вы можете регулярно писать для него тексты. Ваше предложение станет еще заманчивее, если вы предложите бонус за повторный заказ. Не говорю «скидку», потому что мы хотим зарабатывать больше, а не меньше. Бонусом может служить дополнительная услуга – корректура других текстов на сайте заказчика или аудит текстового содержания сайта в целом, консультирование заказчика по вопросам копирайтинга и т.п. Если человек почувствует вашу заинтересованность не только в гонораре, но и в успехе проекта, для которого вы работаете, ваши шансы найти постоянного работодателя значительно возрастут.

Удачной вам охоты!

30 комментариев:

  1. Спасибо, Юлия Александровна!
    Вот она моя ошибка: я предложила при долгосрочном сотрудничестве скидку, а не бонусы. Теперь все хотят скидку, а мне так не хочется снижать цену))))

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Юлия!
    Прочла статью с огромным удовольствием!
    Буду применять Ваши советы на практике.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, действительно все правдиво изложено. А я вот все никак не отполирую до блеска свое оружие.))) Возможно, именно это является основной преградой на пути к лакомым заказам.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Юлия Александровна!
    Я предлагаю при долгосрочном сотрудничестве давать нам скидку, а не бонусы. Что-бы не было обидно остальным.

    ОтветитьУдалить
  5. Юлия, Ваши подробные разъяснения, как всегда, очень помогают сориентироваться в ситуации. Я уже на опыте убедилась, что если следовать Вашим рекомендациям, то результат всегда радует.
    Благодарю Вас за полезные материалы, в котором Вы так щедро делитесь своим опытом.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо Юлия!
    Постараюсь применить сказанное вами в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  7. Юля, сразу видно, руку мастера. Мне бы и в голову не пришло так тщательно продумывать ответы на элементарные вопросы. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Это вопрос самый болезненный для новичка.
    В первый раз зашла на etxt, смотрю заказы, отзывы, все так сложно.
    Сначала даже не решилась отзыв оставить.
    Хотя теперь понимаю, что не так страшен черт)
    Большинство копирайтеров к охоте относятся халатно,
    размещая пустой отзыв или картинку.
    Очень много полезной информации, будем расти (профессионально)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пустой отзыв не показатель халатности. Я работаю на той же биржи почти год, сначала писала отзыв с реальной рекламой своих услуг, затем с вопросами и уточнениями, затем пустой отзыв как четкого понимания картины, - что интересно из наблюдения с пустыми отзывами больше заказов и обсуждения в привате, а вот с рекламой своих услуг (четкие факты о знании темы) - больше отказов. Заявки с вопросами и уточнениями - средний результат.

      Удалить
  9. Благодарю Юлия, ценная информация.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за статью. Очень своевременная. Вчера пару часов потратила, сочиняя ответ серьезному заказчику. Сегодня весь день думала, все ли правильно сделала. Взявшись за Вашу статью, открыла свое вчерашнее письмо и смотрела, что правильно, а что нет. Я полагаю, что ответ от заказчика "думаю, мы с Вами сработаемся" все-таки означает "зачет" по затронутой Вами теме :):):).

    ОтветитьУдалить
  11. Разумно и содержательно. Побольше бы прояснить и другие нюансы в этой работе.
    С уважением Олег.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какие именно нюансы вы бы хотели, чтобы были освещены подробнее в следующих постах? Пожалуйста, заказывайте:)

      Удалить
    2. Как культурно отказать постоянному заказчику, который за копирайт с уникальносью 100%, ключевыми словами оплачивает 10 рублей за 1000 знаков

      Удалить
    3. Самый простой способ - задержать заказ (до крайнего срока, например, если речь идет о бирже, или на несколько дней, если работаете напрямую), а когда возникнет вопрос в чем задержка, намекнуть, что у вас достаточно заказчиков, работающих с вами по другой цене, вы в первую очередь пишете для них. И если ваши тексты заказчика устраивают, заказчик может поднять ставку до нужного вам уровня, и тогда вы полностью к его услугам. Ну а если ставку он поднимать не готов, извините, всего доброго.

      Удалить
  12. Нельзя остаться равнодушным при таком подходе к делу. Затронут действительно вожный момент. Foma.

    ОтветитьУдалить
  13. Добрый день, Юля,
    Вот уже несколько месяцев читаю этот блог. Изучаю Ваши рекомендации на других сайтах и в книгах. Искренняя благодарность Вам. Прекрасный слог, простое и доступное изложение мыслей. Считаю Вас одним из лучших копирайтеров (насколько я могу судить) и преподавателей, которые обучают этому искусству и делятся секретами своего мастерства. Ваши советы действительно работают. Людмила

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо, Юля! И за ценный совет, и за щедрость, с которой вы делитесь опытом. Вы поистине гуру с копирайтинге. Настоящий учитель, который не рекламой заманивает, а показывает свой профессионализм и готовность вести за собой учеников. Л.А. поклонница вашего таланта

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо, Юлия! Очень полезная информация. Прочитала статью с огромным удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  16. Статья интересная, но вот в чем штука: у меня появилось 16 постоянных заказчиков, а на охоту приходиться выходить постоянно. А все потому, что заказчики не хотят повышать свои цены и потом новичков море, которые соглашаются на их условия...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все правильно, новых заказчиков по более выгодной цене нужно искать постоянно. А чтобы демпингующие новички не отбирали хлеб, нужно стараться стать незаменимым для заказчика. Незаменимых людей, может быть, и нет, а незаменимые копирайтеры есть. Часто бывает так, что поработав с другим, более дешевым автором, заказчик понимает, что это дороже обходится, и возвращается к вам.

      Удалить
  17. Спасибо, Юлия!
    Как и многие, прочитав Вашу статью, увидела свои ошибки. Как-то не приходило в голову, что несолидно как-то работать с пустым аккаунтом. Думала, это дело наживное, но теперь сяду писать статьи специально для портфолио. И возьмусь за "охоту", ведь я до сих пор просто ждала, когда появится интересный заказ. А надо работать в более широком диапазоне, можно ведь и почитать что-то по теме имеющегося заказа. Спасибо, что открыли мне глаза!
    С уважением, Ольга

    ОтветитьУдалить
  18. Без лишней воды и по существу. Для людей умеющих думать.Всё правильно- с кондачка ничего не делается. Спасибо за статью, Юля!
    С уважением, Владимир.

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо, Юлия! Вы очень грамотно объясняете как действовать новичку. Благодаря вашим статьям постепенно исправляю свои ошибки. Пока не стала получать вашу подписку, чувствовала себя слепым котенком. Огромное вам спасибо!
    С уважением, Елена.

    ОтветитьУдалить
  20. Молодец,Юлия!
    Не в бровь, а в глаз!
    Очень нужные советы, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  21. Пробовала по-разному подходить к ответам - практически всегда по нулям. И портфель есть, и пишу вроде не первый день: опыт - более 3 лет, образование высшее, а продать себя не получается (речь о фриланс.ру) На других биржах - нормально: есть заказы и рейтинг, а там - только дешевые проекты или кидки (кинули уже два раза).
    В то же время постоянно натыкаюсь на одну девушку, ответы которой на каждый проект звучат практически одинаково: могу помочь.. стоимость... и пр... При этом регулярно наблюдаю рост количества отзывов у нее.

    ОтветитьУдалить
  22. Благодарю, Юлия, за полезную информацию. Действительно, лучше предложить бонус, чем скидку... Я под новый год написала заказчику, что в новом году первую статью напишу для него бесплатно, в подарок... но она мне очень тяжело далась и никак "не писалась", т.к. мотивации не было :)))))

    Пушинка

    ОтветитьУдалить
  23. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  24. Юлия, а я не нашла на блоге странички отзывов о Вашей книге "12 рецептов..."
    Купила ее 2 дня назад, и уже написала несколько текстов по Вашим шаблонам, вполне приличных.
    Я, правда, не копирайтер, пишу тексты на собственные сайты.
    Раньше статьи приходилось буквально "вымучивать", а Ваша книга изменила все в лучшую сторону!
    Отдельное спасибо за то, что там нет "воды" - только то, что нужно. Простым и понятным языком.

    ОтветитьУдалить
  25. Культура общения и старые добрые нормы подхода. Приятно читать!

    ОтветитьУдалить

Оставьте свой комментарий к записи, мне важно ваше мнение!

Пройдите мини-курс по копирайтингу здесь Школа копирайтинга Юлии Волкодав

X