Тема портфолио копирайтера – одна из наиболее актуальных среди начинающих и не только авторов. И это понятно. Без хорошего, солидного портфолио невозможно вырваться из плена дешевых заказов. Если вы хотите получать серьезные заказы с серьезной оплатой, вам необходимо иметь весомые доказательства вашей компетентности для заказчика. Такими доказательствами могут служить отзывы, репутация, грамотно составленные заявки на заказы, но все это приходит с опытом. А портфолио – это инструмент, с которым можно работать с самого начала карьеры.
По моему глубокому убеждению, работа с портфолио автором должна проводиться постоянно. На первых порах вам предстоит писать специально для портфолио. В дальнейшем вы сможете пополнять портфолио текстами, написанными на заказ (только делать это правильно), а также статьями, которые по каким-либо причинам не нашли своего покупателя. Даже если в вашем портфолио скопилось достаточно работ, время от времени следует проводить ревизию. Удалять те тексты, которые, на ваш взгляд, получились не слишком удачными, заменять их более сильными работами. По мере роста вашего мастерства растет и изменяется и ваше портфолио.
Письма с вопросами по поводу создания портфолио копирайтера приходят мне достаточно часто. Сегодня хочу ответить на вопросы моих подписчиков по этой теме. Итак…
5 вопросов о портфолио
1. Можно ли выставлять статьи одновременно на продажу и в портфолио?
Нет, этого делать нельзя ни в коем случае. Статьи, выставленные в портфолио, могут проиндексироваться поисковыми машинами. А значит, на бирже они потеряют уникальность, вы получите штраф или бан от администрации. Чтобы статьи из портфолио не индексировались, желательно выставлять их не в виде текстов, а в виде картинок-скриншотов, то есть снимков с вашего экрана. Скриншоты легко сделать программами Clip2net, HyperSnap и многими другими. Но даже если вопрос с индексацией решен, возникает вторая проблема, морально-этического свойства. Представьте, что вы продаете на бирже статьи, уникальный авторский контент для чьего-то сайта, которые каждый желающий может прочесть (и даже перепечатать, если материал очень хорош) совершенно спокойно из вашего портфолио. Поэтому возьмем за правило писать отдельно для продажи и отдельно для портфолио.
2. Можно ли выставлять в портфолио уже проданные статьи?
По большому счету, нет. По тем же причинам, которые были перечислены выше. Но тут возможны варианты. Если статья куплена и опубликована вашим покупателем на каком-то сайте, вы можете ее найти с помощью той же программы проверки на уникальность. У вас появится адрес – ссылка на сайт, где опубликована ваша статья. Вы можете разместить в портфолио не саму статью, а ссылку на нее. Еще вариант – снять скриншот со страницы сайта, где статья опубликована, и опять же вместе со ссылкой опубликовать. В виде скриншота со страницы сайта, где ваш текст уже сверстан и снабжен иллюстрациями, статьи в портфолио смотрятся выигрышно. Хотя морально-этический вопрос все равно не снимается. Можно спросить у заказчика разрешения на публикацию ссылки и скриншота, но будьте готовы к тому, что многие ответят отказом.
3. Что же тогда ставить в портфолио? Писать специально?
Во-первых, да, писать специально для портфолио. Когда у вас есть свободный день, можно потратить его на статью для портфолио. Сами себе поставьте задачу, напишите текст и разместите его в портфолио. Во-вторых, после работы над заказом часто остается «лишний» материал – не принятый вариант текста, например. Он тоже может отправиться в портфолио. В-третьих, у нас у всех есть статьи, которые не нашли своего клиента. Залежались в свободной продаже, не были оплачены заказчиком, например. Снимите эти статьи с продажи и отправьте в портфолио.
4. Какие работы должны быть в портфолио?
Разные. Желательно, чтобы в вашем портфеле были разные работы по типу, теме и уровню исполнения. Если вы делаете рерайт, пишете сео-тексты и авторский контент, то работы всех этих типов должны быть представлены в портфолио. Если вы пишете на разные темы, например, на темы семьи, кулинарии и туризма, то в портфолио должны встречаться тексты на каждую из этих тем. Неверно заполнять портфолио десятком статей о взрывозащищенных светильниках только потому, что заказчик не выкупил у вас оптовый заказ на эту тему. Достаточно одного текста на эту тему, чтобы у человека сложилось впечатление о том, как вы можете описывать технику. Что касается уровня исполнения, то советую размещать в портфолио не только те тексты, которые блестяще вам удались, но и средние работы. Если вы будете показывать в портфолио только лучший ваш результат, ваши заказчики справедливо будут рассчитывать, что именно такие шедевры вы будете выдавать каждый раз.
5. На каком сайте делать портфолио?
Возможность создания портфолио предлагают почти все биржи, но на многих функционал портфолио сильно урезан. Наиболее удобно, на мой взгляд, завести портфолио на сайте Free-lance.ru Там вы сможете не только загрузить свои работы, но и сделать к ним хорошие описания, заодно заполнить информацию о себе, опубликовать свой прайс-лист и даже, при желании, начать вести мини-блог. Можно сделать портфолио и на своем сайте или блоге. Единственное, не советую пытаться сразу заполнить портфель на разных сайтах. Лучше выбрать один и вести на нем хорошее, актуальное портфолио, которое будет обновляться и пополняться. На этот сайт, точнее, на страницу с вашим портфолио, можно будет давать ссылки заказчикам, откуда бы они ни пришли.
Понравился пост? Нажми на кнопки социальных сетей, чтобы поделиться им с друзьями!
По моему глубокому убеждению, работа с портфолио автором должна проводиться постоянно. На первых порах вам предстоит писать специально для портфолио. В дальнейшем вы сможете пополнять портфолио текстами, написанными на заказ (только делать это правильно), а также статьями, которые по каким-либо причинам не нашли своего покупателя. Даже если в вашем портфолио скопилось достаточно работ, время от времени следует проводить ревизию. Удалять те тексты, которые, на ваш взгляд, получились не слишком удачными, заменять их более сильными работами. По мере роста вашего мастерства растет и изменяется и ваше портфолио.
Письма с вопросами по поводу создания портфолио копирайтера приходят мне достаточно часто. Сегодня хочу ответить на вопросы моих подписчиков по этой теме. Итак…
5 вопросов о портфолио
1. Можно ли выставлять статьи одновременно на продажу и в портфолио?
Нет, этого делать нельзя ни в коем случае. Статьи, выставленные в портфолио, могут проиндексироваться поисковыми машинами. А значит, на бирже они потеряют уникальность, вы получите штраф или бан от администрации. Чтобы статьи из портфолио не индексировались, желательно выставлять их не в виде текстов, а в виде картинок-скриншотов, то есть снимков с вашего экрана. Скриншоты легко сделать программами Clip2net, HyperSnap и многими другими. Но даже если вопрос с индексацией решен, возникает вторая проблема, морально-этического свойства. Представьте, что вы продаете на бирже статьи, уникальный авторский контент для чьего-то сайта, которые каждый желающий может прочесть (и даже перепечатать, если материал очень хорош) совершенно спокойно из вашего портфолио. Поэтому возьмем за правило писать отдельно для продажи и отдельно для портфолио.
2. Можно ли выставлять в портфолио уже проданные статьи?
По большому счету, нет. По тем же причинам, которые были перечислены выше. Но тут возможны варианты. Если статья куплена и опубликована вашим покупателем на каком-то сайте, вы можете ее найти с помощью той же программы проверки на уникальность. У вас появится адрес – ссылка на сайт, где опубликована ваша статья. Вы можете разместить в портфолио не саму статью, а ссылку на нее. Еще вариант – снять скриншот со страницы сайта, где статья опубликована, и опять же вместе со ссылкой опубликовать. В виде скриншота со страницы сайта, где ваш текст уже сверстан и снабжен иллюстрациями, статьи в портфолио смотрятся выигрышно. Хотя морально-этический вопрос все равно не снимается. Можно спросить у заказчика разрешения на публикацию ссылки и скриншота, но будьте готовы к тому, что многие ответят отказом.
3. Что же тогда ставить в портфолио? Писать специально?
Во-первых, да, писать специально для портфолио. Когда у вас есть свободный день, можно потратить его на статью для портфолио. Сами себе поставьте задачу, напишите текст и разместите его в портфолио. Во-вторых, после работы над заказом часто остается «лишний» материал – не принятый вариант текста, например. Он тоже может отправиться в портфолио. В-третьих, у нас у всех есть статьи, которые не нашли своего клиента. Залежались в свободной продаже, не были оплачены заказчиком, например. Снимите эти статьи с продажи и отправьте в портфолио.
4. Какие работы должны быть в портфолио?
Разные. Желательно, чтобы в вашем портфеле были разные работы по типу, теме и уровню исполнения. Если вы делаете рерайт, пишете сео-тексты и авторский контент, то работы всех этих типов должны быть представлены в портфолио. Если вы пишете на разные темы, например, на темы семьи, кулинарии и туризма, то в портфолио должны встречаться тексты на каждую из этих тем. Неверно заполнять портфолио десятком статей о взрывозащищенных светильниках только потому, что заказчик не выкупил у вас оптовый заказ на эту тему. Достаточно одного текста на эту тему, чтобы у человека сложилось впечатление о том, как вы можете описывать технику. Что касается уровня исполнения, то советую размещать в портфолио не только те тексты, которые блестяще вам удались, но и средние работы. Если вы будете показывать в портфолио только лучший ваш результат, ваши заказчики справедливо будут рассчитывать, что именно такие шедевры вы будете выдавать каждый раз.
5. На каком сайте делать портфолио?
Возможность создания портфолио предлагают почти все биржи, но на многих функционал портфолио сильно урезан. Наиболее удобно, на мой взгляд, завести портфолио на сайте Free-lance.ru Там вы сможете не только загрузить свои работы, но и сделать к ним хорошие описания, заодно заполнить информацию о себе, опубликовать свой прайс-лист и даже, при желании, начать вести мини-блог. Можно сделать портфолио и на своем сайте или блоге. Единственное, не советую пытаться сразу заполнить портфель на разных сайтах. Лучше выбрать один и вести на нем хорошее, актуальное портфолио, которое будет обновляться и пополняться. На этот сайт, точнее, на страницу с вашим портфолио, можно будет давать ссылки заказчикам, откуда бы они ни пришли.
Понравился пост? Нажми на кнопки социальных сетей, чтобы поделиться им с друзьями!
Юля, спасибо большое за пост, будем дорабатывать свое портфолио!
ОтветитьУдалитьСпасибо Юлия, очень полезная и нужная информация!
ОтветитьУдалитьВот интересно- думала, что ничего нового я для себя не открыла, ибо тема уже обсуждалась не раз на вебинарах. Ан нет! ПОлезла в своё портфолио и обнаружила некоторые шероховатости и несоответствия.
ОтветитьУдалитьПерешла, наконец, от теории к практике:) Юля, спасибо за напоминание!!:)
Спасибо за статью! Получил ответы на вопросы, которые беспокоили меня.
ОтветитьУдалитьЮля, большое Вам спасибо за содержательный пост. Я начинающий копирайтер и тема портфолио очень актуальна для меня!
ОтветитьУдалитьЮля,спасибо.Написано грамотно и профессионально,четко и лаконично ,думаю материал будет актуален для начинающего копирайтера и не только.
ОтветитьУдалитьЮля спасибо, что не даете спокойно жить! Хуже нет когда человек успокоился, жизнь нужно чаще мешать, чтобы не закисала! Так и с портфолио! Все руки не доходят, или пересмотреть или дописать.После любой вашей публикации руки чесаться начинают, спасибо еще раз за напоминание и ваш профессионализм.
ОтветитьУдалитьЭх, больной вопрос.
ОтветитьУдалитьПрекрасно понимаю, что портфолио надо доработать, но все как-то руки не доходят)
Свой сайт - действительно отличный вариант для пробы пера.
Спасибо за напоминание, теперь грех не заняться!
Как всегда в яблочко....
ОтветитьУдалитьНу теперь все стало на свои места. Спасибо Юлия!!!
ОтветитьУдалитьДобрый день!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за содержательную статью, для меня вопрос создания портфолио актуален.
Уточните, пожалуйста, по поводу размещения портфолио.
Если работать на нескольких биржах, то, естественно, не очень этично размещать ссылку на Free-lance.ru. Кроме того, не все биржи разрешают давать ссылки на свои портфолио, размещенные на до. бирже.
Без сомнения, разместить портфолио на своём сайте - наилучший вариант. Но не у всех есть свой собственный сайт, да и уделять время его раскрутке также надо.
Какая из социальных сетей наиболее подходящая для создания на ней своего портфолио. Много статей в Интернете,рекомендующих сеть "В контакте", как Вы к ней относитесь в плане размещения портфолио?
Либо лучше создать своё портфолио на специальных форумах для фрилансеров?
Не знаю, что ответит профессионал - Юлия, но из собственного опыта знаю, что вот этот сервис - blogspot.com - и индексируется очень хорошо, и буквально за пять минут тут можно сделать маленький блог только для вашего портфолио, это очень легко. И отношение к Блогспоту достаточно серьезное. Можно разместить тут, а ссылки на свою страничку давать всюду, где надо. Очень будет удобно. В дальнейшем при желании вы сможете продолжать публикации на своем блоге, сможете писать о чем угодно. А раскручивать блог вам и не надо - вам надо просто куда-то положить портфолио, чтобы давать на него ссылку своим заказчикам :).
УдалитьПосмотрите, я думаю, вы за 5-10 минут сделаете аккаунт и свой первый блог.
Благодарю за ответ.
УдалитьЮлия, спасибо за статью, она для меня актуальна, т.к. я решила заняться копирайтом и интересовалась именно вопросом создания портфолио.
ОтветитьУдалитьСкладывается интересная ситуация - у меня есть 4 блога с моим же уникальным материалом.
По вашему мнению, могу ли я выставить в портфолио ссылки на целые блоги :) или все же лучше "надергать" из них лучшие статьи (Это дело трудное, там у меня тысячи полторы-две публикаций)? Веду эти блоги больше 2 лет, так что написала туда немало. Правда, примерно 100 статей - не мои, а заказные (когда меня покидала Муза:), но и их я от души правила, иные переписывала чуть ли не полностью).
Здравствуйте, Юлия Александровна!
ОтветитьУдалитьТема о портфолио действительно актуальна. Без полного комплекта примеров ваших работ - будете, при прочих равных условиях, невостребованные.
Безусловно, лучшим вариантом размещения портфолио является свой блог. Можете посмотреть как это выглядит у меня на блоге (кликнув на мой ник). Там же познакомтесь со статьей "Копирайтер ведет блог. Нужен ли портфолио копирайтера в таком случае?".
Да это требует времени, зато скоро окупится.
С уважением,
Кузьма.
Спасибо за статью.
ОтветитьУдалитьЧетко и конкретно. Учту обязательно!
Юлия, благодарю за напоминание. Я уже даже практическим путем пришла к выводу, что портфолио, размещенное на своем сайте - очень помогает в работе.
ОтветитьУдалитьСпасибо за свежий взгляд на оформление портфолио. Для меня пока что идеальная площадка - это блогспот
ОтветитьУдалить