О наших студентах пишут СМИ!

Эта статья попала ко мне совершенно случайно, вместе с рассылкой по запросу "Лев Лещенко", которую я получаю уже много лет. И каково же было мое удивление, когда, просматривая номер, я заметила знакомую фамилию студентки летнего набора Курса копирайтинга. Знакомьтесь, Любовь Дубинкина. Копирайтер, блоггер и героиня статьи в "Аргументах и фактах". А причем же здесь Лев Лещенко, спросите вы? Читайте статью, и вы сами все узнаете!

 Пенсионерка из Перевоза учит зарабатывать в Интернете

Екатерина АКУЛОВА
Статья из номера:


от 26 июля 11

Её день начинается в 7 часов утра. Обливание холодной водой, зарядка, лёгкий завтрак. А потом за работу - на столе призывно мигает монитор компьютера.


Любовь Дубинкина, 66-летняя пенсионерка из Перевоза Нижегородской области, не сидит у телевизора, да и сплетничать с соседками ей некогда. Несколько лет назад она перешла на «ты» с компьютером. И с тех пор достигла совершенства. Стала активным блоггером, создала собственный сайт. А главное, научилась зарабатывать при помощи Всемирной паутины.

«На тебе - компьютерная эра!»

- Встретиться с вами не могу, а вот пообщаться по «скайпу» - пожалуйста, можно поболтать через «агент» или «гугл талк».

С первых минут разговора понимаю, что нарвалась на «профи».

Узнавая подробности жизни Любови Ивановны, не перестаёшь удивляться её неуёмной энергии. Учитель русского и немецкого языков, филолог по образованию, она совмещала школьную практику с журналистикой. Проработала полжизни в газетах Вада и Перевоза, занималась сетевым маркетингом, вела предпринимательскую деятельность. Уже на пенсии создала в районе детскую газету.

- Ушла на пенсию, а тут на тебе - компьютерная эра! И понеслось.

В местной газете Любовь Ивановна вычитала, что председатель сообщества предпринимателей организует компьютерные курсы для «своих» за полцены. Пенсионерка в этом сообществе состояла и решила - почему нет?

- Компьютера у меня, правда, тогда не было, училась я на пальцах, - рассказывает Любовь Ивановна. - Потом дочка с внуком подарили на день рождения. Осваивала ПК - координировали то дочь с внуком, то приятельница. Соседский парень помогал, бывший ученик. Так мы с компьютером и мучили друг друга: он - меня, я - его.

«Молодец, бабулечка!»

Потом в какой-то интернет-рассылке Любовь Ивановна увидела информацию о дистанционной школе бизнеса для начинающих. Обещали научить создавать и администрировать сайт. Как человек увлекающийся, ухватилась и за эту возможность. Прошла начальный уровень, потом продвинутый. Впечатления записывала в дневник, который потом выложила на своём же сайте.

- Сегодня решила себя похвалить: начиная обучение, я умела пользоваться компьютером только как пишущей машинкой. За эти 4 недели продвинулась далеко! Создать сайт - я об этом даже не помышляла, - писала об успехах Любовь Дубинкина.

И тут же рассказывала о первых неудачах:

- Умудрилась зарегистрировать два аккаунта. Проплатила один, а сайт создала на другом. Когда получила предупреждение финансовой службы школы, что мой аккаунт закрывается, расстроилась до слёз. Но мало-помалу положение исправила…

И снова радость:

- Ура!!! Мой отчёт по первой неделе принят! «Молодец, бабулечка!» - внук мне так скажет, когда узнает. Он на 3-м курсе военного университета, у компьютера сидеть нет возможности, я больше для него стараюсь - помочь потом смогу. И сайт в наследство оставлю.

Кстати, сайт, который создала Любовь Ивановна, она назвала «Родительский дом» и посвятила милым сердцу воспоминаниям о родном селе.

- Идея всем понравилась. Но когда проиндексировали системы, выяснилось: название не слишком выгодное, - со знанием дела объясняет Любовь Ивановна. - Поисковик выдаёт Льва Лещенко с его одноимённым хитом! Больше таких ошибок не допущу.

Молодеешь душой

Сейчас детище Любови Ивановны процветает. Многое на сайте она администрирует сама, сложности помогают разрешить знакомые.

Родственники интернет-бабушкой гордятся.


- Внук меня так и называет - «продвинутая бабушка». Как пользователь Сети я его, конечно, переплюнула, - с уверенностью говорит Любовь Дубинкина. - Дочка тоже мои начинания одобряет, на работе сотрудникам сайт показывает, а те удивляются: «Не может быть!». А ведь я, между прочим, не самая пожилая блоггерша.

Зарабатывать с помощью Интернета Любовь Дубинкина поначалу не планировала. Пенсии хватает, дочка с зятем готовы помочь, сама подрабатывает рукоделием: вяжет, вышивает на заказ картины. Создавала сайт ради удовольствия да чтобы единомышленников найти. Пенсионеры часто поодиночке живут, и Интернет для них - едва ли не единственный способ найти друзей.

Однако талантливую блоггершу с разносторонними интересами очень скоро приметили руководители сайтов и бизнесмены. Сначала поступил заказ писать для женских интернет-журналов. Потом на Любовь Ивановну вышла предпринимательница из Москвы и предложила заниматься наполнением сайта интернет-магазина элитного текстиля.

А недавно блоггершей из Перевоза заинтересовались даже за границей! Бизнес-леди из Прибалтики, которая занимается продажами по России и практически не владеет русским языком, наняла Любовь Ивановну редактировать тексты про свой товар. С похожей просьбой - редактировать сайт - обратилась и женщина из Болгарии.

Сейчас в планах Любови Ивановны - освоить написание продаваемых, оптимизированных текстов на профессиональном уровне. Она снова пошла учиться - основам копирайтинга и CEO. Есть задумки и относительно создания новых сайтов.

- На оплаченном хостинге можно сделать до пяти сайтов, так что в скором времени я приступлю к очередным творениям, - заинтриговывает Любовь Дубинкина. - Темы? Излюбленные: косметика, рукоделие, домоводство. Для себя я давно сделала вывод: учиться новому никогда не поздно. Будешь киснуть и ныть, неизбежно опустишься до критиканства. А с любимым делом молодеешь душой.

От себя же хочу добавить, что сайт Любови "Родительский дом" оказался одним из лучших среди проектов студентов летнего набора. Обязательно его посетите! А со статьями нашей героини вы можете познакомиться на Школе Жизни. Давайте вместе пожелаем Любови замечательных и щедрых заказчиков, интересных заказов и успехов всем ее проектам!

Одна звездочка, две звездочки….

Лучше всего, конечно, пять звездочек! Мы сейчас не о знаменитом фильме, и даже не о коньяке. Мы сейчас о бирже статей Etxt.ru. Той самой, которую я советую своим студентам использовать в качестве полигона для отработки копирайтерских навыков, а также навыков работы с заказами и общения с заказчиками. Для полноценного места работы эта биржа не слишком подходит из-за довольно низких цен. Зато как «школа молодого бойца» просто незаменима. К тому же, при правильном подходе, даже на Etxt.ru можно найти постоянных заказчиков по приемлемым расценкам. Но сначала нам потребуются звездочки! Те самые, которые украшают имя копирайтера, говоря о его квалификации на данной бирже.

На самом деле звездочек может быть не пять, а гораздо больше. В каждой «номинации» (копирайтинг, рерайтинг, переводы и сео-копирайтинг) вам могут присвоить одну, две или три звезды. А могут не присвоить ни одной. Но чтобы этого не произошло, давайте разберемся, как правильно выполнять квалификационное задание.

Квалификационное задание

Когда вы входите в свой аккаунт, справа вы можете найти графу «Уровни мастерства». Напротив каждого типа работ стоят плюсики, нажав на которые можно перейти к выбору квалификационного задания.

Если вы собираетесь получить квалификацию по рерайтингу, вам будет предложен готовый текст о самой бирже, который нужно переписать своими словами. Это самый простой вариант тестового задания, ведь от вас требуется обычный рерайт с исходником. Получить квалификацию в копирайтинге уже несколько сложнее. Вам предложат выбрать задание. В большинстве своем это статьи о выборе, про которые мы с вами говорили в одном из предыдущих постов: «Как выбрать мороженицу?», «Как выбрать двери для сауны?» и т.д. и т.п. Настоятельно рекомендую брать ту тему, с которой вы уже сталкивались. Допустим, если вы несколько недель назад сами покупали фильтр-насадку на кран, написать о выборе этого предмета вам будет значительно легче.

Среди прочих есть и задание сделать обзор биржи Etxt.ru. Не советую его брать, так как до вас таких обзоров делали несколько сотен, а оценивать редактор будет в том числе и оригинальность подачи материала. Таким образом вы существенно усложните себе задачу.

После того, как тема выбрана, обязательно нажмите на кнопочку «взять задание», чтобы она закрепилась за вами. Строгих сроков сдачи работы нет, но лучше не затягивать. Помните, что проверять вашу работу модераторы-редакторы будут довольно долго, неделю, а иногда и дольше. А результат ведь мы хотим здесь и сейчас!

Как присваивают звезды?

Редактор будет оценивать вашу работу по нескольким параметрам:

1) полнота раскрытия темы

2) стиль и слог

3) пунктуационные, грамматические и речевые ошибки

Начнем с первого пункта. Чтобы наиболее полно раскрыть тему, не поленитесь провести небольшое маркетинговое исследование. Поищите на разных сайтах и в интернет-магазинах описываемый товар, разберитесь, чем различаются модели от разных производителей, какие отзывы на ту или иную вещь дают потребители. Сделайте собственные выводы. Подробнее вы можете посмотреть в посте «Статья о выборе».

Стиль и слог автора вырабатываются годами, поэтому тут вы вряд ли что-то измените за несколько дней. И все же старайтесь писать просто и понятно, без сложных терминов и тяжелых конструкций. Представляйте себе своего читателя. Думайте о том, кто будет читать вашу статью. Старайтесь не просто выполнить тестовое задание, а написать действительно полезный материал, который поможет человеку выбрать нужный товар.

Грамматические ошибки может исправить Word, не пренебрегайте его помощью. Но помните, что он не всесилен. Квалификационные работы пишутся не каждый день, поэтому не будет лишним дать текст на проверку кому-то из домашних или друзей, чтобы незамыленным глазом еще раз проверить его. С пунктуацией сложнее, с ней и Word не дружит. Поэтому советую пользоваться старым добрым правилом из начальной школы: если сомневаетесь в знаках, постойте предложение по-другому.

А вот речевые и стилистические ошибки – это камень преткновения при выполнении квалификационных работ. Очень внимательно относитесь к выбору лексики для статьи, избегайте просторечных выражений, слов с яркой экспрессивной окраской. Скажем, безобидное выражение «кран может заклинить» станет поводом не дать вам звезду.

После бала

Когда статья написана, дайте ей отлежаться хотя бы сутки. Потом вычитайте и проверьте еще раз. И только после этого отправляйте на биржу, в том же разделе, где брали задание. Теперь остается ждать вердикта биржи, который придет не раньше, чем через неделю. Поэтому можно либо расслабиться, либо взять задание на другой вид работы.

Обратите внимание на очень важный момент! Когда вы загружаете работу, чтобы отправить ее на проверку, поставьте галочку в поле «добавить в портфолио», если хотите, чтобы после проверки ваша работа перекочевала в портфолио на этой бирже. Но помните, что в любом случае, вне зависимости от результата проверки, квалификационную работу нельзя выставлять на продажу. Биржа сразу предупреждает, что может использовать ваш текст по своему усмотрению. Будем считать это оплатой услуг редактора, который проверял нашу работу.

Если результаты проверки вас не устроят, следующее задание по тому же виду работ можно будет взять через месяц. Совсем не обязательно добиваться трех звезд в каждом виде работ, но для того, чтобы выигрывать тендеры и получать заказы, желательно все же получить хотя бы по одной-две звезды по копирайтингу и рерайтингу.

Желаю вам удачи!

Статья о выборе

А вы уже писали статьи о выборе чего-либо? Нет? Очень зря! Но ведь наверняка читали? Собираясь купить телевизор, ноутбук, телефон или набор кастрюлек, многие из нас первым делом вбивают в строку поиска «как выбрать…». И с упоением читают отзывы счастливых (или несчастных) обладателей желаемой вещи. Очень удобно, согласитесь! Ведь одно дело слушать, как продавец в магазине нахваливает тот товар, что подороже. И совсем другое – выяснить из отзывов покупателей на сайте Интернет-магазина, что дорогой ноутбук Х греется так, что с успехом мог бы заменить аэрогриль, а более демократичный ноутбук У ничем не хуже, зато без эффекта обогрева коленей пользователя.

Знают о нашей уже сформировавшейся привычке «спрашивать у Яндекса» и владельцы сайтов. Поэтому и статьи о том, как выбрать тот или иной товар, продаются довольно быстро. У меня, к примеру, ни разу не залежалась ни одна такая статья. Сегодня предлагаю вам попробовать написать свой собственный опус на тему выбора.

Что будем выбирать?


Проще всего написать статью о выборе чего-либо, с чем сам недавно сталкивался. Вспомните, что вы недавно покупали из бытовой техники или электроники? Конечно, можно написать статью и о выборе книги, платья или комнатных цветов. Но помните о субъективном факторе. Книги всем нравятся разные, да и платья тоже. Хотя, если речь идет о платье для выпускного бала, то еще можно найти какие-то общие рекомендации. В случае с бытовой техникой или электроникой объективизма будет больше. Не стоит забывать и о спросе.

Откройте страницу wordstat.yandex.ru и вбейте в строку поиска тему вашей предполагаемой статьи. Например, «как выбрать аэрогриль». Яндекс вам сообщит, что за месяц этим вопросом озадачилось около 600 человек. А вот вопрос «как выбрать ноутбук» волновал почти 7000 пользователей. Заодно Яндекс подскажет, что еще интересовало читателей по этой теме.

Если до сих пор вас не посетили идеи, о чем же писать, предлагаю девушкам идти на кухню, а представителям сильной половины человечества – в гостиную. Осмотритесь по сторонам. Что вы видите? Правильно, темы для будущих статей:

1. Как выбрать холодильник?

2. Как выбрать микроволновую печь?

3. Как выбрать кухонный комбайн?

4. Как выбрать электрический чайник?

5. Как выбрать электроблинницу?

6. Как выбрать плазменный телевизор?

7. Как выбрать стереосистему?

8. Как выбрать фотоаппарат?

9. Как выбрать видеокамеру?

10. Как выбрать кресло для компьютера?

А еще можно отправиться за идеями в гараж, где спрятаны дрели, зимняя резина, автомобильные масла и еще куча всяких нужных вещей, названия которых женщинам знать не полагается. Или в ванную комнату, где сосредоточены крема, духи, маски и гели, которые вы тоже когда-то выбирали по каким-либо соображениям, и теперь готовы поделиться опытом.

Пишем план

Тему мы выбрали. Теперь давайте напишем план нашей будущей статьи.

1. Введение

Здесь мы должны ввести читателя в курс дела. Рассказать, что данная статья поможет ему выбрать самый лучший, надежный и красивый холодильник/ноутбук/телевизор и т.д. Можно начать с обозначения проблемы выбора, чтобы читатель уже с первых строк с вами согласился: «Да, вы правы, действительно невозможно выбрать, такое разнообразие!». Если читатель вам поверит, он будет читать дальше.

2. Критерии оценки

Второй и следующие пункты плана – это критерии, по которым мы будем сравнивать и оценивать телевизоры/холодильники/кастрюли и т.д. разных производителей. Не забываем, что отличаться предметы могут не только по производителям, но и по моделям. Допустим, мы выбираем кастрюли. По каким параметрам их можно сравнить?


1) По дизайну

2) По материалу

3) По наличию или отсутствию антипригарного покрытия

4) По цене

5) По наличию или отсутствию дополнительных аксессуаров (крышек с таймером, снимающихся ручек и половника в подарок)

Если мы выбираем монитор, то сравнивать будем по:

1) Дизайну

2) Размеру

3) Разрешению экрана

4) Цене

5) Наличию или отсутствию дополнительных соединений, ТВ-тюнера, 3D эффекта, пульта управления и т.д.

Таким образом, для разных вещей критерии будут различными.


Если окажется, что на данном рынке слишком много производителей и моделей, вам нужно будет найти золотую середину. Описывать каждую модель вы не сможете, иначе статья рискует перерасти в диссертацию. Вы должны сделать срез, показать основные варианты: самый бюджетный вариант, самый навороченный вариант, самый оптимальный по соотношению цена-качество вариант. Ваша задача – сформировать у читателя представление о рынке и его основных участниках. После прочтения вашей статьи читатель должен ориентироваться в производителях, ценах и характеристиках товара.


3. Заключение


В заключении статьи подведите итоги, выведете среднюю цену на данный товар. Обязательно пожелайте читателю удачной покупки.

Маркетинговое исследование


План составлен, введение написано, критерии для сравнения и оценки обозначены. Но что же писать? Где взять материал для сравнения кастрюль? Ну не идти же в магазин и не покупать по набору от каждого производителя?

Предлагаю обойтись малой кровью и отправиться в интернет-магазин. Желательно в крупный, например, в М-видео. А лучше сразу в несколько, чтобы иметь объективную картину. Выбираем в списке товаров нужную рубрику и изучаем предложения. У крупных магазинов на сайтах присутствуют не только подробные описания, но и отзывы пользователей. Вот где самая объективная информация! Если в трех отзывах подряд присутствуют жалобы на запах плавящейся пластмассы, исходящей из тостера, это повод задуматься, а так ли он хорош, как пишет производитель? И вы имеете полное право отобразить в вашей статье сей грустный факт.


Если у вас есть личный опыт выбора того предмета, о котором вы пишете статью, делитесь им в тексте. В вашей статье может найтись место и для юмора, и для иронии. Помните, что сухие факты читать неинтересно.

Правка и редактирование


Когда статья написана, не забудьте ее вычитать. Обратите внимание на деление текста на абзацы. Каждый пункт плана заслуживает отдельного подзаголовка. А вот над заголовком самой статьи можно не ломать голову, ведь он уже придуман: «Как выбрать ….». В данном случае простой заголовок играет нам на руку, так как совпадает с фразой, по которой нашу статью будут искать в поисковике.

Размещая статью на бирже, не забудьте составить для нее описание. Например такое: «Статья поможет читателю выбрать аэрогриль. Сравниваются модели такие-то. Даются рекомендации для покупки».

Хорошо написанная статья всегда продается быстро! Не откладывайте в долгий ящик, попробуйте написать статью о выборе прямо сейчас!

Как избавиться от "ашипок"?

Ничто так не раздражает при чтении статей на сайтах в Интернете, как ошибки. Грамматические, речевые, пунктуационные, да и просто опечатки. Всплывающие рекламные окна, мерцающие баннеры, спорные высказывания или разномастный дизайн – все это терпимо. Но если взгляд через строчку натыкается на ошибки, статью хочется просто закрыть. Что же это за неуважение к читателю, если ни автор, ни редактор, ни вебмастер не удосужились хотя бы вычитать текст прежде, чем выставлять его на всеобщее обозрение?

К сожалению, половина замечаний и исправлений в работах студентов курса копирайтинга касается все тех же ошибок. А ведь для копирайтера дружба с русским языком просто необходима. Сегодня предлагаю разобраться, откуда берутся ошибки и опечатки, и как с ними бороться.

Корень зла

Так можно было бы назвать избаловавший очень многих Word. Действительно, очень удобно пользоваться текстовым редактором, который подчеркивает неправильно написанные слова. Вот только проблема – не всегда Word оказывается прав. Во-первых, он не различает лексического смысла текста, и если существует несколько вариантов написания в зависимости от контекста, он легко пропустит ошибку. Во-вторых, с пунктуацией Word очень часто не в ладах. В-третьих, он вас не спасет на переговорах через ICQ или биржу с заказчиком, вы ведь не будете каждую фразу прогонять через редактор?

И все бы ничего, заказчик может и сам быть не слишком грамотным. Проблемы начинаются, когда дело доходит до квалификационных работ на биржах. Например, с биржей Etxt постоянно возникают сложности, редактор отклоняет статью и не присваивает квалификацию даже из-за нескольких пропущенных запятых. Да и «добрые» коллеги на форумах или блогах не преминут указать на вашу некомпетентность. Впрочем, если ошибки найдет заказчик, будет еще хуже.

На Word надейся, а сам не плошай!

Что же делать, если школьная программа давно забыта, а ошибки то и дело проскакивают в текстах? Будем решительно бороться. Предлагаю свою тактику и стратегию.

1. Набирайте все тексты в Word

Как мы выяснили, он не безгрешен, но опечатки сразу поможет заметить. Даже если вам удобнее набирать в Блокноте, писать от руки или пользоваться еще каким-нибудь экзотическим вариантом, не забывайте про старый добрый текстовый редактор. Кстати, не забудьте проверить, а включена ли у вас в нем проверка правописания (Сервис – Проверка правописания).


2. Вычитывайте каждый готовый текст минимум дважды

Первый раз читайте текст вслух – это поможет выявить речевые ошибки. Тщательно проверяйте текст на «утяжеляющие конструкции» (см. один из предыдущих постов), ненужные речевые обороты и вводные слова, лишнюю «воду» и нарушения речевых норм. Если в вашем доме есть благодарные слушатели, привлекайте их к делу, пусть слушают ваши опусы и помогают искать ошибки.

Второй раз вычитывайте текст про себя на предмет грамматических и пунктуационных ошибок. В сомнительных случаях пользуйтесь словарем. На сайте Грамота.ру можно найти удобный электронный сервис проверки слов.

3. Читайте как можно больше!


Идеальная грамотность – это когда вы даже не задумываетесь, как писать. Вы просто знаете, что пишется так, а не иначе. При этом правило можно и не помнить. Появляется ощущение родного языка, вы его чувствуете, относитесь к нему как к чему-то естественному и живому. Чтобы развить в себе такое чувство, а заодно и существенно улучшить свой слог и стиль, почаще обращайтесь к хорошей литературе. К незабвенной классике прошлых веков и к тем авторам века минувшего, которые классикой в скором времени станут. Кстати, чтение хорошей литературы отлично подстегивает собственную Музу и вдохновляет на создание чего-то своего. Для этих целей у меня под рукой всегда сочинения Бориса Акунина, Михаила Булгакова и Джоан Роулинг, которые чередуются в зависимости от настроения.

4. Это он ручку расписывал….

В школьные годы у нас ходил анекдот: «Учиться, учиться и учиться… Это не завещание Ленина, это он ручку расписывал». Сейчас школьники вряд ли цитируют Ленина, но наказ-то был верный. Если вы связали свою профессию с письменным словом, не забывайте постоянно повышать свой уровень, совершенствовать не только навыки копирайтера, но и знание языка. В этом вам помогут различные пособия профессора Розенталя, уже упоминавшийся сайт Грамота.ру. В любом «Книгомире» в разделе учебной литературы можно посмотреть пособия для журналистов и филологов. А в следующем выпуске нашей рассылки я предложу вам кое-что интересное и от себя.

Пожалуйста, обращайте внимание не только на то, что вы пишете, но и на то, как вы пишете! Пишите красиво и грамотно!

Геннадий Буквоедов: "Копирайтинг - маркетинговое или писательское мышление?" Продолжение

Юлия: Вы сказали, что вы работаете консультантом, и над какими-то проектами. И что вы маркетолог. Это понятие растяжимое… Кто вы по профессии?



Удачная рыбалка
Ответ: Я до 1989 года занимался наукой в университете (естественные науки – химия, биология, биохимия), даже преуспел – защитил кандидатскую диссертация (заметьте – не купил, как сейчас делают, а полноценно занимался 5 лет экспериментальными исследованиями для своей диссертации).

И параллельно «безрисковым предпринимательством»: у нас, молодых ученых, в советское время была своя «фирма» – бригада по строительству на селе. Выросла из студенческих строй-отрядов.

В 1989 году я впервые отошел от своего «безрискового предпринимательства», бросил работу по найму и занялся уже рискованным предпринимательством. Сначала был научный кооператив на стыке медицины и химии, и довольно успешный. Даже изобретения есть.

Потом индивидуально делал квартирные ремонты и что-то строил. Денежку заработал и организовали (с женой) свое предприятие по оптовой и розничной торговле тканями и продуктами питания. Открывал ларьки и небольшой магазин даже был. Параллельно возили фурами оптом ткани во все магазины города и на фабрики…

Но интеллект требовал пищи - стал изучать маркетинг, менеджмент – купил курс «Школы бизнеса Аксенова» в 1995 году. Стал организовывать более сложные бизнесы в области услуг. Риэлторское агентство, служба «Мобильные услуги» (радиотакси + услуги няни и гувернеров + уборка помещений + доставка продуктов и подарков по заказам…). Кадровое агентство, что-то еще... В радиотакси мы применили очень оригинальный путь продвижения. Открылись в мае 1998 г., перед дефолтом – не подозревали о такой напасти, но благополучно его выдержали.


Потом все это разом кончилось. Девяностые есть девяностые – меня очень сильно кинули бандиты: хитростью (через моего однокурсника) взяли на реализацию две фуры тканей и… исчезли. А я эти фуры сам взял на реализацию. В общем, многое пришлось продать, чтобы расплатиться…


Юлия: Ничего себе! Да, обидно. И что же, удалось вам восстановить бизнес?


Ответ: Поборов эту проблему (полностью рассчитавшись и «поплакав в уголке»), я понял, что ситуация в стране в отношении предпринимательства резко изменилась. И остается тяжелой и поныне. И опять решил уйти в «безрисковое предпринимательство». Семьей решил больше не рисковать.

Но зато я многое узнал. В том числе поднаторел и в гражданской юриспруденции. (Статью на юридическую тему написать – легко).


Опять что-то подработал на стройках (я не потопляем – не дождетесь!), пошел на очень крутой платный курс маркетинга, годовой (голландцы у нас преподавали, курс MBA), в 52 года с молодежью долбил все эти кэйсы. Экзамен был – прислали конверт с кэйсами из Голландии, при нас вскрыли, всем вручили. Не выходя из комнаты, за 6 часов надо было решить все эти кэйсы. По 3 минуты на каждый выходило. Потом все твои ответы запечатывали в конверт и отправляли в Голландию. Наберешь «проходной минимум» по баллам, получишь диплом.

Я набрал. И получил голландский диплом и российский государственный - на право заниматься практической деятельностью в области маркетинга.


Потом, уже с маркетинговой хитростью, по объявлению в газете (?!) выиграл конкурс на вакантную должность начальника отдела развития одного метало-перерабатывающего завода (?!). Поработал год. Завод вдруг приватизировали, новый владелец решил его не развивать, а на месте завода построить современный торговый центр. И объявил конкурс на наемных руководителей этого проекта: директор, главный инженер и маркетолог. Это было в 2000 году.

Конкурс я выиграл, хотя в торговых центрах ни буб-бум был. Но опять же, применил свое маркетинговое мышление к этому вопросу: съездил в Эмираты, где в Дубаях и Абу-даби, как ненормальный, лазал по самым современным в мире торговым центрам. Изучал, фоткал все тонкости, считал, измерял, анализировал, пока другие отдыхали. (Но на Индийский океан в соседний Оман понырять с ластами я все же съездил).

Запуск ТЦ "Этажи"
В 2003 году мы запустили первый в Нижнем Новгороде современный торговый центр «Этажи». А я с тех пор стал консультантом по маркетинговым разработкам в области коммерческой недвижимости: разработка маркетинговой и строительной концепции, торговых планировок, подбор и поиск арендаторов, программы запуска, нейминг, рекламирование, продвижение и позиционирование торговых центров, отдельных арендаторов, и др.

Последний инструктаж перед открытием
И праздничный салют!


Поскольку я имел (и имею) много дел с арендаторами торговых центров, наблюдением за их реальной работой, их проблемами, трагедиями и победами – я развивал свой маркетинг (консалтинг) и в области малого бизнеса. Да и мой личный 10-летний опыт предпринимательства не слабый.


Потом, кроме коммерческой недвижимости, я стал разрабатывать по заказам бизнес-проекты для разных бизнесов. Настоящие бизнес-пректы – для инвесторов. А не формальные бизнес-планы для банков.

С исследованиями, маркетинговой и финансовой аналитикой. Разные – от асфальтового заводика и концептуального кафе - до крупной типографии и службы нового такси для города - миллионика. Даже освоил немецкий курс (опять же платный) инвестиционного бизнес-проектирования по стандарту «Европейский бизнес-план». И европейскую систему качества ИСО 9000. И бухгалтерию (опять же закончил курсы на бухгалтера-экономиста), чтобы в финансах разбираться.

Я всем называю себя разработчиком бизнес-проектов и старт-апов. В off-line. Навыки маркетера в этом деле – базовые.

Моя работа – за деньги заказчика ДУМАЮ: собираю и перерабатываю информацию, предлагаю бизнес-решения и помогаю заказчику воплощать их, в его интересах, интересах его бизнеса. (Не находите ли общее с разработками статей в копирайтинге?).

Допустим, есть идея строительства некоего здания. Но чтобы построить – нужен строительно-архитектурный и инвестиционный проект. Также: есть идея некоего бизнеса. Но чтобы его осуществить – нужен бизнес-проект, включающий и инвестиционый. Собственно, это и есть суть консалтинга, консалтинговых разработок.


Я очень не люблю слово «консалтинг», его у нас опошлили некомпетентные люди. Так же, как и слово «бизнес-план». Поэтому предпочитаю говорить «бизнес-разработка» и «бизнес-проект». В советское время была такая славная профессия – разработчик.


А однажды (в 2006 г.) я поработал … начальником штаба по выбору депутата. Босс компании, в которой я тогда числился, вызвал меня и сказал: «Я хочу избираться в депутаты. Но тот округ, в котором я уже года два себя продвигал, мне закрыли. Дали другой округ, но там уже есть депутат и он активничает, меня там население не знает. До выборов осталось 50 дней. Что предложишь?».

Я высказал мнение: что кандидата продавать, что товар – маркетинговый подход тот же. И инструментарий похожий. И предложил ему последовательность действий в соответствии со старым, добрым поведенческим алгоритмом AIDA. (Вы, Юлия, упоминаете в своем курсе этот алгоритм).

Босс: «Ну, раз так считаешь, вот и будешь начальников моего штаба!». Я припугнулся, а куда было деваться? В общем, выиграли мы те выборы.


Я не ошибся: выборы – тем же бизнес-проектом, по сути, оказались. AIDA не подвела.

В Интернет я впервые вошел в 2003 году, юзерски. И теперь вот хочу и в on-line бизнесе что-то освоить. Опять вот учусь, как тогда, на голландских курсах в 2000 г.


Юлия: Геннадий. Вы говорили, что Интернет-бизнесом и, конкретно, копирайтингом вы заинтересовались, беспокоясь об угрозе увольнения из-за кризиса. Эта неприятность произошла?

Ответ: Да. В 2009 г., в кризис, когда я задумался о своей судьбе, предрекая себе увольнение по возрасту – я не ошибся. Очередной проект торгового центра с моим участием действительно закрылся (хотя торговый центр мы построили). Фирма – застройщик не смогла выплачивать кредиты и банк забрал этот объект за долги. (Но не запустил, продать хочет).


Я уволился с выходным пособием… и в день увольнения (?!) раздался звонок на сотовый! Совершенно другие люди, которые ничего не знали о моем положении, предложили мне другой проект. Нового формата розничный рынок (бывший колхозный снесли). Построить и организовать надо было по новому федеральному закону о крытых рынках.

Двухэтажный, на 200 с лишним арендаторов.

Открытие нового рынка


И знаете, почему они меня нашли? В 2007 г., в составе одного консалтингового агентства (я там в то время числился) я им сделал разработку, которая по трудоемкости стоила не менее 300 т. руб. Но клиенты согласились заплатить только 100 т. руб.(они скептически отнеслись к этим разработкам). Агентство все же взяло эту работу, поручило мне, но строго наказав, чтобы я сделал урезано, на 100 т. руб.

Пресса о нас


Я сделал полноценную разработку, на все 300 т. руб. Хотя агентство получило 100 т. руб., а я от агентства и того меньше. Иначе не мог, хотя заказчик ничего мне не обещал. Разработка должна быть качественной. Я ведь держал в голове свои постулаты (сначала ты сам дай нужное, чтобы ожидать что-то взамен).

На том и расстались. Из агентства я ушел (тоже закрылось в кризис), и вот через 2 года я неожиданно и заслужено получил весомый ответ от клиентов в ОБМЕН на ту мою работу. Главное – своевременно! (Есть все же кто-то там, наверху…). Моя разработка от 2007 года очень помогла клиенту и они поняли экономическую целесообразность консалтинговых разработок.

Кстати, это мой жизненный пример к вопросу о личном позиционировании. И еще одна иллюстрация закона всеобщего обмена и маркетингового подхода.

Я согласился, довел этот проект, рынок получился суперский (будете в г. Бор под Нижним Новгородом – заходите). Я получил еще больший опыт, как в области коммерческой недвижимости, так и в части малого бизнеса (на рынок через меня прошло более 300 торговцев-арендаторов).

По окончанию проекта мне предложили в этой фирме постоянную должность заместителя директора управляющей компании по маркетингу, кем и работаю сейчас. У них, кроме рынка, еще два торговых центра в управлении.


По своему обыкновению, параллельно, я опять консультирую клиентов по новому проекту коммерческой недвижимости.

И вот с вами, Юлия, осваиваю еще тонкости бизнеса в Интернете. Потому что за этим инструментом будущее. Да и пробки мне надоели, тяжело и долго стало ездить на работу. А консалтингом можно заниматься сейчас и из дома.


Я вот думаю назвать свои услуги в инете: консалт-копирайтинг. Статьи- разработки. Все равно придется разбираться с бизнесом клиента (иначе как же разрабатывать тексты в пользу его бизнеса?). Причем, мне доступны трудные, специфические темы – много чего через мою голову прошло…

Не для варезников, конечно. Для серьезных заказчиков.

На этой основе и буду стряпать свой сайт. Или блог. И, возможно, еще один – тематический, но это уже не по услугам копирайтера.

Юлия: Геннадий. А вы можете дать нам еще интервью, уже по специализированным вопросам маркетинга? Допустим, о целевых группах и позиционировании, важность которых вы отмечали. Как вы это видите для копирайтинга и копирайтеров, с точки зрения маркетинга?

Ответ: Да, конечно, Юлия, я расскажу вам об этом. Закон обмена никто не отменял. А я от этого закона при любом случае, как видите, стараюсь не уклоняться :)). И другим советую.

Пройдите мини-курс по копирайтингу здесь Школа копирайтинга Юлии Волкодав

X