Без лишних слов!

Идеальный копирайтер – это человек, обладающий литературными талантами, врожденной грамотностью, коммерческой жилкой, с образованием филолога, маркетолога и рекламиста одновременно. Но реальность, как вы понимаете, всегда отличается от идеала. И если искусству продаж копирайтер учится на курсах или в ходе работы, то к учебникам русского языка возвращаться нет ни времени, ни желания. И хорошо еще, если ваш заказчик – вебмастер или сео-оптимизатор, для которого первостепенное значение имеет количество ключевых слов, а не правильность их написания. А если приходится работать с журналами, где есть редакторы? Или участвовать в конкурсе от биржи копирайтинга, где придираются к каждой запятой?

Цель сегодняшнего поста – не повторить на одной странице весь школьный курс, разумеется. Сегодня хочу заострить ваше внимание на самых частых лексико-стилистических ошибках, которые сплошь и рядом встречаются в статьях наших студентов курса копирайтнига.

Проблема 1. Многословие


Откуда растут ноги этой проблемы известно. Каждый копирайтер знаком с понятием «тысячезнак». Его гонорар за статью напрямую зависит от количества этих самых тысячезнаков. В условиях заказа часто стоит приблизительное число, допустим, 2000-3000 знаков. Разумеется, автор старается написать именно три тысячи, даже если информации у него всего на полторы. Гонорар больше, а качество текста ниже. Но это не оправдание, ведь путь к повышению ставок за свой «тысячезнак» - это работа над качеством текста. А значит, с многословием нужно бороться.

Лишние слова утяжеляют и засоряют текст, ослабляют его воздействие на читателя. Что совершенно недопустимо в продающих, рекламных текстах. Кроме того, привычка употреблять лишние обороты, «лить воду», прочно въедается. И вскоре вы заметите, что «набиваете знаки» даже в художественных текстах, которые пишете для себя.

Выявляются лишние слова при вычитке текста. Обязательно вычитывайте текст минимум два раза: вслух и про себя. Обращайте внимание на слова: иметься, имеющиеся, имеющий место, существующий, наблюдающийся, появляющийся и т.д.

Например: «У нашей компании имеются стальные двери, обладающие защитой от взломов» - «Стальные двери нашей компании защищены от взломов».

«В случае появления мелких царапин их можно устранить затиркой» - «Мелкие царапины можно устранить затиркой».

Вы сами почувствуете, как отредактированные фразы играют новыми красками будто отшлифованный бриллиант.


Лишними являются слова, выражающие необязательное действие для предмета. «Требования, предъявляемые к работнику» - «Требования к работнику».

«Приборы, служащие для измерения» - «Приборы для измерения».


«Сократить время, затрачиваемое на изготовление» - «Сократить время на изготовление».

К разряду лишних относятся слова «работа, деятельность, мероприятие» в сочетании с предлогом «по».

«Деятельность по внедрению новых технологий» - «Внедрение новых технологий»


«Работа по выполнению плана» - «Выполнение плана»


«Мероприятия по реализации программы» - «Реализация программы»


Лишними являются и слова, ничем не дополняющие характеристику существительного -

«некий, некоторая, известная и т.д.»

«Нам принадлежит известная доля рынка» (Какая именно? Предложение не несет информации)


«Для данной технологии характерна некоторая дороговизна» (Какой технологии? Дороговизна по сравнению с чем? Дорого – это сколько?).

Проблема 2. Канцеляризм

Стремясь увеличить количество тысячезнаков, а заодно и придать своему тексту веса, многие авторы с удовольствием пользуются канцелярскими штампами. Благо, есть с кого брать пример – наши политики говорят исключительно ими. Очень удобно, полчаса вещаешь в эфире, ни на один вопрос четкого ответа не дал. Но мы ведь не хотим засорять Интернет текстами «ни о чем»? Объявляем канцеляризмам бой!

«Необходимо проводить лучшую обработку данных о рынке недвижимости» - «Необходимо лучше обрабатывать данные о рынке недвижимости».


«Мы должны произвести запись телефонного разговора нашего клиента» - «Мы должны записать телефонный разговор нашего клиента».


«Необходимо пересмотреть план производства рекламной продукции в сторону дальнейшего увеличения» - «Необходимо увеличить производство рекламной продукции».


«Наша компания имеет своей задачей привлечь на ваш сайт целевых посетителей» - «Задача нашей компании – привлечь на ваш сайт целевых посетителей» - «Мы привлечем на ваш сайт целевых посетителей».


Внимательно относитесь к словам «вопрос, проблема, задача, факт, обстоятельство». Они часто используются в лишних речевых оборотах и канцелярских штампах, а значит, позволяют их распознать.

«Нужно учитывать то обстоятельство, что Яндекс не индексирует страницы с текстом менее 1600 знаков».


«Необходимость решения проблемы соответствия спроса и предложения на потребительские товары диктуется остротой вопроса» - «Необходимо урегулировать сочетание спроса и предложения на потребительские товары».


«Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне мастерства некоторых авторов нашей биржи» - «Нужно улучшить писательский уровень некоторых авторов нашей биржи».


Чтобы улучшить качество своих текстов, старайтесь хотя бы полчаса перед тем, как сесть за работу, читать что-нибудь художественное, вышедшее из-под пера мастеров слова, а не коллег из Интернета. Привычка к ежедневному чтению художественной литературы улучшит стилистику ваших текстов. А вот интервью политиков, переливающих из пустого в порожнее, и передачи тележурналистов, с легкостью нарушающих все заповеди русского языка, оставленные нам профессором Розенталем и другими русоведами, копирайтерам противопоказаны. Пишите по-русски красиво и грамотно!

50 комментариев:

  1. Очень правильный пост. Сам страдаю излишними канцелярными штампами. Всему виной - работа юристом...

    ОтветитьУдалить
  2. Да, статья, конечно, злободневна. У меня есть ссылка, по которой все желающие могут пройти тест на культуру речи: http://www.rg.ru/test А вообще, я хочу поведать об одной практике, которая была у нас в последнем классе средней школы еще в 1966 году в классе химии. Класс был большой, учитель не справлялась с потоком домашних работ, и вот Людмила Васильевна придумала: каждый желающий мог проверить работу соседа, поставить за нее оценку, и эта оценка учитывалась в журнале успеваемости. Но! Сами проверяющие проходили проверку знаний, и если они не соответствовали пятерке, выставленные этим товарищем оценки понижались в журнале на 1 балл.

    Это вроде лягушатника. Иначе говоря, я предлагаю подобную практику: проверять тексты друг у друга. Эта практика дает много, и вычитывать текст легче научиться, когда начинаешь учить этому соседа. Есть примеры. С 1966 года. По химии. Наш класс вскоре после нововведения Людмилы Васильевны был на первом месте по ее предмету в школе. И проблем с химией ни у кого из моих однокашников не было!

    ОтветитьУдалить
  3. Грешен, каюсь. (Без лишних слов. :))

    ОтветитьУдалить
  4. Юлия, благодарю за такую важную информацию, теперь буду сознательно обращать внимание на такие "мелочи".

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, за статью! Просто о наболевшем))) Насчет художественной литературы согласна на все 100%. Рекомендую всем прочесть произведения Бориса Акунина...

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за напоминание, что "краткость - сестра таланта". Особенно удручают радио и TV. Да и многие сайты "оставляют желать лучшего" :)

    Успехов!

    ОтветитьУдалить
  7. Очень полезно посмотреть на себя чужими глазами. Про меня написано.

    ОтветитьУдалить
  8. Ваша статья актуальна.Действительно, копирайтер - профессия новая и достаточно сложная. объединяет в себе множество других профессий, и главная из них - писатель. Здесь необходим не только способности, но и большая практика, поэтому конкретные примеры стилистических ошибок начинающих копирайтеров очень полезны.

    ОтветитьУдалить
  9. Алёна Закурдаева14 апреля 2011 г. в 17:56

    Юля, спасибо! Очень полезная статья. Ваш блог читается на одном дыхании. Хочется, чтобы новая информация появлялась чаще. А то я, даже зная, что придет уведомление на почту, хоть разок в день да зайду - проверю :) А вдруг.. :) Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
  10. Какой шикарный пост!!! Я в восторге!!! Великая благодарность!!! (надеюсь я избежала многословия и канцеляризмов)

    ОтветитьУдалить
  11. Написано хорошо. Но читатели почерпнут знаний на два порядка больше, если прочтут отличнейшую книгу переводчицы Норы Галь "Слово живое и мертвое".

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо большое! Теперь буду следить за своей речью и письмом.

    ОтветитьУдалить
  13. Очень красиво получилось и очень нужно. Мне.

    ОтветитьУдалить
  14. Юля, очень полезная статья. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  15. Ну могу только выразить слова благодарности, за хорошие замечания и наставления. Когда тебе дают текст для рерайта а он уже весь прошпигован подобными изъянами, то понимаешь что это заболевание уже массовое. Новички сразу же попадают в такую зависимость.
    Пользуясь случаем задаю вопрос на который я так и не получил ответ: У вас планируется еще какие-нибудь партнерские программы с продвижением нового продукта?

    ОтветитьУдалить
  16. Дарья ....
    Нет! Весь я не умру! Хочется сказать от лица РУССКОГО ЯЗЫКА. И продолжить... Когда такие люди в стране России есть! Спасибо, Юля, за очередной полезный совет.

    ОтветитьУдалить
  17. Это про меня.Все время засоряю текст лишними фразами.

    ОтветитьУдалить
  18. Все как всегда в точку.Как говорится"большой респект"

    ОтветитьУдалить
  19. Изучал я когда-то предмет, который назывался "История КПСС" и, разумеется, приходилось "вычитывать" и конспектировать тексты очень непростой стилистики из Полного собрания сочинений незабвенного В.И.Ленина, в которых каждое предложение "растянуто", в среднем, на половину страницы. Вот где виртуозное умение писать длинно "ни о чём", настоящая кладезь многословия и "канцеляризмов"!

    ОтветитьУдалить
  20. Статья Юли особенно актуальна в эпоху видеопродажников, когда каждая дополнительная секунда отпугивает зрителей.

    Черм короче видеопродажник, тем больше народу его смотрит.

    Юль, сделай пост - как писать текст для видеопродажников - всем будет полезно)

    ОтветитьУдалить
  21. Правильно. Давно пора обратить внимание на то, как мы пишем и говорим.

    ОтветитьУдалить
  22. Юлия, искренне спасибо. Статья очень актуальна. Ведь именно это многословие по ошибке считается правильным и очень нужным. Будем убивать привычки на корню.
    С уважением, Екатерина.

    ОтветитьУдалить
  23. спасибо,Юлия. Прочла с интересом. Но вот, что я заметила, ваша фраза:
    "А если приходится работать с журналами, где есть редактора?" сдается мне, что грамматически правильнее - РЕДАКТОРЫ
    "...все редактора, заключив договора, захвативши портфеля, перешли в бухгалтера..."(шутка)
    и ещё.
    "Цель сегодняшнего поста – не повторить на одной странице весь школьный курс, разумеется."
    Предложение стилистически не законченно, а какова цель?
    А идея, что грамотно писать - это хорошо, а делать ошибки - это плохо хоть и не нова, но всегда своевременна и поэтому беспроигрышна.

    ОтветитьУдалить
  24. Юля, все правильно, молодец!

    ОтветитьУдалить
  25. Канцеляризмы-это те же штампы. Без сомнения, - они засоряют наш язык. Считается, что человек мыслит штампами, поэтому быстрее реагирует на тексты, где присутствуют штампы. Все продающие тексты перенасыщены штампами, которые действуют на подсознание человека,побуждая его к определенным действиям. А как же обойтись без штампов, когда кругом монетизация,конвертация, монополизация (фу, слова-то какие гадкие!)?

    ОтветитьУдалить
  26. Вера, все верно. Ваше замечание еще раз подтверждает, что все мы не без греха. Русским языком нужно заниматься постоянно.
    По вопросу о партнерских программах - они есть ко всем моим курсам. Смотрите внизу продающих страниц ссылки для регистрации. Или напишите мне на е-майл.

    ОтветитьУдалить
  27. Спасибо, Юля! Думала - статья о моих ошибках. :) Теперь буду бороться нещадно с канцеляризмами и штампами. Долой лишние слова из текста копирайтера! Вот еще бы по пунктуации попрактиковаться. Розенталь сложновато читается. Тяжело подобрать правило к своему конкретному предложению. Всем удачи! =Наталья=

    ОтветитьУдалить
  28. да, правда, последнее время часто замечаю наличие "лишних" слов в своих текстах

    ОтветитьУдалить
  29. Вот чего читать перед работой не рекомендую, так это научные труды. Научный стиль речи, это сплошь все указанные "проблемы". :) К сожалению такой стиль, когда во главу угла ставится достижение, а не личность автора. Вот и появляются все эти "Было проведено измерение, в ходе которого получены следующие данные", а не "Измерив... получили..."

    ОтветитьУдалить
  30. Мои письма наверное на емайл к вам идут через ФСБ, так как сколько не писал по этому поводу, ответ так и не получил. Я уже являюсь вашим партнером и поэтому меня интересуют ваши новые идеи. Когда есть хороший ассортимент, тогда и гарантия продаж повышается.

    ОтветитьУдалить
  31. Спасибо, Юлия, очень полезная статья, действительно в интернете редко встретишь красивый слог

    ОтветитьУдалить
  32. Очень хорошая статья для всех, кто любит свой язык. Давно пора обратить винамание на то, что мы читаем, как пишем и как выражаем свои мысли.

    ОтветитьУдалить
  33. Новые идеи - это вообще-то коммерческая тайна, вряд ли стоит их афишировать на блоге до того, как продукт создан. На все е-майлы я отвечаю, возможно, где-то по дороге письмо попадает под спам-фильтр. Есть еще е-майл администратора партнерской программы, gamlet20021@mail.ru Попробуйте написать туда или просто оставьте здесь свои контакты.

    ОтветитьУдалить
  34. Например: «У нашей компании имеются стальные двери, обладающие защитой от взломов» - «Стальные двери нашей компании защищены от взломов».
    Это разный смысл, правильнее будет-
    Наша компания выпускает (изготавливает)стальные двери с защитой от взлома.

    ОтветитьУдалить
  35. Спасибо, Юлечка! Молоец же!

    ОтветитьУдалить
  36. Спасибо за науку. И за ссылку на тест alenko49 тоже спасибо. Прошла успешно. После упразднения правил творится нечто смешное. Хорошо, хоть здесь ценится грамотность!

    ОтветитьУдалить
  37. Анна, у нас правила отметили? Вы серьезно?! (не смотрю телевизор уже несколько лет, могла и пропустить). А как же ЕГЭ и вообще все остальное как?

    ОтветитьУдалить
  38. Спасибо,вам Юлия, за статью. Все мы допускаем ошибки, засоряем язык. Вы привели очень удачные сравнения. Сразу понимаешь, в чем дело.

    ОтветитьУдалить
  39. Юлечка, спасибо за Ваш труд и поддержку. А ещё, смотрела передачу по поводу грамотности русского языка и очень много знающие люди (!) сами признали, что знать в совершенстве наш Великий и Могучий - невозможно.

    ОтветитьУдалить
  40. в совершенстве и не нужно, важно знать хотя бы в пределах школы. В русском языке в плане орфографии ничего за последнее время не изменилось! Изменились только наши установки в голове под влиянием средств массовой информации.
    Спасибо Юле за поднятую тему.

    ОтветитьУдалить
  41. Юля!
    Больше чем уверен, что Вы должны забросить всю эту возню с копирайтингом и сосредоточиться только на написании книг. Вы идеальный писатель. И в этой сфере Вас ждут миллионы читателей и почитателей. По ходу рекомендую мой блог в Spooo.ru мой ник (reny). Так вот копирайтинг я тоже отнес бы к "мышиной возне", так как это самый неблагодарный вид отдачи интеллекта заказчику (еще если он найдется).
    Юрий.

    ОтветитьУдалить
  42. Ну зачем же так пессиместично. В мире художественной литературы еще нужно добиться, чтобы тебе платили, а не ты. Обратите внимание, большинство современных писательниц замужем за богатыми людьми. Ну или строчат как пулеметчики, что весьма далеко от творчества, тот же копирайтинг с набивкой знаков. Так что это обмен шила на мыло.

    ОтветитьУдалить
  43. На эту тему пишущие говорят и возмущаются веками, а русский язык не становится от этого чище. Его постепенно засоряют бестолковой иностранщиной, особенно в интернете.

    Но говорить и возмущаться надо. Всё правильно. Я вот тоже внёс маленькую лепту в общий хор негодования по поводу состояния русского языка, и до чего мы его довели.

    Буду благодарен, если прочтёте здесь
    http://vvk3.pichu.com.ua/archives/1198

    ОтветитьУдалить
  44. Лилия Романовна19 апреля 2011 г. в 11:15

    Нужный для многих материал. Особенно важна подсказка вычитывать текст перед его предъявлением. Это касается не только копирайтеров - в Инете столько мусора, просто тошно читать!

    ОтветитьУдалить
  45. Юля, спасибо Вам за профессионализм в обучении копирайтингу.Если обстоятельства сложатся так, что Вы займетесь написанием книг, не бросайте "мышиную возню" с обучением копирайтингу для новичков. Ваши советы очень помогают. Спасибо:)

    ОтветитьУдалить
  46. Юля, спасибо отличный пост у вас! На злобу дня, теперь борюсь и я с излишествами.
    Отдельное спасибо за пост о рецензиях на фильмы, он меня вдохновил на написание вот такого отзыва, надеюсь можно публиковать ссылки, если нет удалите тогда.

    http://irecommend.ru/content/poleznyi-i-besplatnyi-blog-dlya-kopiraitera-avtor-yuliya-volkodav


    Удачи вам и везения!

    ОтветитьУдалить
  47. Большое спасибо за отзыв и добрые слова!

    ОтветитьУдалить
  48. Юля, спасибо за то, что затронули интересную и очень полезную тему! Русский язык, действительно, нужно спасать! Вы посмотрите, что творится в Интернет - предлоги с существительными пишут слитно (Вконтакте и т.п.), а юное поколение принимает это за норму. Я вместе с Вами встаю в ряды борцов с поголовной безграмотностью! Грамотные копирайтеры, объединяйтесь!

    ОтветитьУдалить

Оставьте свой комментарий к записи, мне важно ваше мнение!

Пройдите мини-курс по копирайтингу здесь Школа копирайтинга Юлии Волкодав

X